История промысла
Народный промысел Семикаракорская керамика, как следует из названия, зародился в славном городе на Дону - Семикаракорске, который был основан на месте казачьей станицы Семикаракорской. По одной из версий город был назван в честь семи братьев-староверов Каракорских, бежавших на Дон и основавших поселение. По другой — название происходит от имени казачьего атамана Семена Каракоры. Изготовление керамики здесь является продолжением многовековых традиций, которые зародились в городе еще во времена процветания гончарного ремесла в казачьей станице Семикаракорской. Научные исследования местности показали, что в данном регионе гончарное искусство зарождалось практически в каждой станице и городке, где были залежи глины.
В 30-х годах двадцатого столетия множество кустарных мастерских с полностью ручным способом производства на примитивном оборудовании объединились в отдельную отрасль, образовав Семикаракорский райпромкомбинат, который с 1972 года приступил к изготовлению художественного фаянса. Достаточно быстро, спустя всего два года, Семикаракорская посуда была признана имеющей художественную ценность и отнесена к категории изделий народных художественных промыслов.
В 1975 году на заводе начался выпуск изделий для дома и сувениров из белого фаянса. Был разработан уникальный дизайн Семикаракорской росписи, которая позволила выделить изделия народного промысла на фоне остальной керамической продукции. Этот стиль постепенно развивался и изменялся, но и сегодня донские изделия имеют свой отличительный знак в виде оригинальной ручной росписи.
Эволюция росписи
На начальном этапе существования предприятия какая-либо стилевая направленность, объединяющая мастеров, отсутствовала. Директор Н.С.Арабский поощрял разнообразие, считая, что так каждый покупатель сможет выбрать себе что-то свое. В итоге ассортимент Семикаракорского РПК обновлялся ежегодно практически на 100%, при этом новых изделий внедрялось до 700 шт. Большой процент обновления на стадии становления предприятия был необходим, он способствовал формированию стиля Семикаракорской керамики.
В результате творческих поисков выделилось несколько течений, во главе которых стояли свои авторы.
Пейзажная живопись с донскими мотивами. Ее идеологом был Иван Иванович Масличенко. Местный житель, который горячо любил Донской край. Несмотря на отсутствие художественного образования, он был невероятно талантливым человеком.
Декоративная кистевая живопись. Ее автор Людмила Васильевна Алдошина. В основе росписи - стилизованные цветочные композиции с акцентом на цветы в центре. Позже Людмила Васильевна стала главным художником промысла.
Скульптурное направление. Фигуры, созданные Петром Антоновичем Кунаховцом, выполняются в обобщенной манере, но с проработкой деталей. Они очень выразительны, проникнуты добротой и мягким чувством юмора.
Малая пластика. Автор направления — Светлана Валентиновна Мартеньянова. Особенность таких изделий — они рассчитаны на внимательное и детальное рассмотрение. Мелкие фигурки тщательно проработаны и декорированы подглазурной и солевой росписью с доминирующим синим и голубым цветом. Часто изображены жанровые сцены.
Солевая роспись. Родоначальником солевой росписи в семикаракорском письме является Татьяна Юрьевна Токаренко. В своем творчестве Татьяна Юрьевна часто обращается к солевой росписи, благодаря которой художнику удается изобразить сложные композиции и пейзажи. Соли придают работам невероятную нежность и акварельность. И кажется, они словно сливаются с фоном и становятся похожими на фарфор. Изделия не перегружены декором. Иногда автор и вовсе отказывается от рисунка и работает исключительно цветом. Живопись художника близка к импрессионизму.
В 1983-1985 годах предприятию был присвоен статус «Народный промысел», что потребовало приведения художественных течений к одному, основному. К разработке стиля подключилось НИИ художественной промышленности, его специалисты помогли привести к единству приемы письма, сложение колористической гаммы.
В основу росписи вошли степные растения Донского края с некрупными соцветиями. Они подсказали характер написания - дробным, мелким мазком. Открытость природы солнцу сформировала колористический строй композиций. Ближе всего к такому пониманию декора стояли работы главного художника фабрики Людмилы Алдошиной.