В этой статье мы остановимся на важным моментах истрии завода "Аксинья". Сегодня "Семикаракорская керамика" – единственный в Ростовской области народный художественный промысел и уникальное предприятие по изготовлению художественного фаянса. Ранее завод именовался "ЗАО Аксинья". Вот уже 50 лет завод производит из экологически чистых материалов известные по всей России изделия народного промысла, отличающиеся оригинальностью форм и росписи.

История комбината начинается в 1943 году. Семикаракорский народный промысел зародился на районном промышленном комбинате, организованном в 1943 году после освобождения Ростовской области. В начале своей истории комбинат производил простую и нужную посуду. На комбинате было расположено много производств: швейные, сапожные, часовые, слесарные, мастерская по плетению корзин из лозы, гончарный цех и художественная мастерская. Керамику делали из местной красной глины.
В 1966 года Совет Министров РСФСР принял постановление "О мерах по восстановлению и дальнейшему развитию народных художественных промыслов". Это постановление стало основанием для создания принципиально нового предприятия.
В 1969–1970 годах на пустыре юго-восточной окраины станицы началось строительство новых зданий для Семикаракорского РПК. В 1973 году здесь начинается выпуск продукции, которую принимает художественный совет предприятия. Завод выпускал в то время изделия утилитарного назначения: небольшие кувшины, сахарницы, миски. В 1974 году была заимствована технология изготовления фаянсовых изделий у Конаковского фаянсового завода.
Идея создания фаянсового производства, имеющего художественную ценность, свое узнаваемое лицо, зародилась у тогдашнего директора РПК — Николая Сергеевича Арабского. И это он довел идею до ее полного воплощения. Поэтому Николая Сергеевича называют родоначальником Семикаракорского промысла.
Первые изделия, приближенные к современным были выпущены из «Цеха керамики» в 1973 году. В их числе небольшие кувшины, сахарницы, миски. Они были приняты сначала Художественным Советом предприятия, а затем Художественный Совет Облисполкома утвердил образцы 10 изделий из Семикаракорска.
В 1975 году на заводе начался выпуск изделий для дома и сувениров из белого фаянса. Был разработан уникальный дизайн Семикаракорской росписи, которая позволила выделить изделия народного промысла на фоне остальной керамической продукции. Этот стиль постепенно развивался и изменялся, но и сегодня донские изделия имеют свой отличительный знак в виде оригинальной ручной росписи.
В 1983 году цех художественной керамики был переименован в цех художественного фаянса. В 1983–1985 годах возникает необходимость преобразования производства в народный промысел. Этот статус, подтверждённый официально, обеспечивал целый комплекс экономических льгот: субсидии и дотации, налоговые льготы и т. п. Перед предприятием встала проблема создания единого стиля для всей выпускаемой фаянсовой продукции.
В 1983-1985 годах предприятию был присвоен статус «Народный промысел», что потребовало приведения художественных течений к одному, основному. К разработке стиля подключилось НИИ художественной промышленности, его специалисты помогли привести к единству приемы письма, сложение колористической гаммы.
В основу росписи вошли степные растения Донского края с некрупными соцветиями. Они подсказали характер написания - дробным, мелким мазком. Открытость природы солнцу сформировала колористический строй композиций. Ближе всего к такому пониманию декора стояли работы главного художника фабрики Людмилы Алдошиной.
В январе 1991 года наше предприятие (тогда оно уже называлось «Аксинья») было отнесено к традиционным российским народным художественным промыслам и получило официальный статус.
В январе 1991 года предприятие вошло в Ассоциацию «Народных художественных промыслов России».
В мае 2000 года постановлением Главы администрации Ростовской области установлено, что город Семикаракорск является местом традиционного бытования народного художественного промысла по изготовлению изделий из фаянса с ручной
росписью, отражающих традиции донского казачества.
В ноябре 2000 года на предприятии "Аксинья" создаётся музей промысла. В музее представлена история становления и развития промысла, этапы и творческие поиски единого стиля Семикаракорского письма, лучшие изделия авторов,
конкурсные работы и новинки.
Традиционная семикаракорская роспись (иногда говорят– письмо) строится на сочетании растительных и геометрических мотивов, где доминируют цветочные букеты с обязательным стилизованным цветком в центре композиции. Букет обычно обрамляют декоративными элементами в виде волнистых линий, что приводит к выписыванию растительного орнамента со спокойной и многоцветной палитрой: оранжево-золотистой, розоватой, светло-коричневой, зеленоватой и с приглушёнными тонами. Круг тем и орнаментальных композиций самый разнообразный, часты использования сказочных и фольклорных сюжетов, пейзажей и исторических событий.

Отличительная особенность посуды "Аксинья" в том, что при его производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность форм, изобретательность и поэтичность в декоре. Семикаракорская керамика прекрасна не только красотой форм и буйством красок, она привлекает своей практичностью и экологичностью.
Преимущества Семикаракорской керамики "Аксинья":

История комбината начинается в 1943 году. Семикаракорский народный промысел зародился на районном промышленном комбинате, организованном в 1943 году после освобождения Ростовской области. В начале своей истории комбинат производил простую и нужную посуду. На комбинате было расположено много производств: швейные, сапожные, часовые, слесарные, мастерская по плетению корзин из лозы, гончарный цех и художественная мастерская. Керамику делали из местной красной глины.
В 1966 года Совет Министров РСФСР принял постановление "О мерах по восстановлению и дальнейшему развитию народных художественных промыслов". Это постановление стало основанием для создания принципиально нового предприятия.
В 1969–1970 годах на пустыре юго-восточной окраины станицы началось строительство новых зданий для Семикаракорского РПК. В 1973 году здесь начинается выпуск продукции, которую принимает художественный совет предприятия. Завод выпускал в то время изделия утилитарного назначения: небольшие кувшины, сахарницы, миски. В 1974 году была заимствована технология изготовления фаянсовых изделий у Конаковского фаянсового завода.
Идея создания фаянсового производства, имеющего художественную ценность, свое узнаваемое лицо, зародилась у тогдашнего директора РПК — Николая Сергеевича Арабского. И это он довел идею до ее полного воплощения. Поэтому Николая Сергеевича называют родоначальником Семикаракорского промысла.
Первые изделия, приближенные к современным были выпущены из «Цеха керамики» в 1973 году. В их числе небольшие кувшины, сахарницы, миски. Они были приняты сначала Художественным Советом предприятия, а затем Художественный Совет Облисполкома утвердил образцы 10 изделий из Семикаракорска.
В 1975 году на заводе начался выпуск изделий для дома и сувениров из белого фаянса. Был разработан уникальный дизайн Семикаракорской росписи, которая позволила выделить изделия народного промысла на фоне остальной керамической продукции. Этот стиль постепенно развивался и изменялся, но и сегодня донские изделия имеют свой отличительный знак в виде оригинальной ручной росписи.
В 1983 году цех художественной керамики был переименован в цех художественного фаянса. В 1983–1985 годах возникает необходимость преобразования производства в народный промысел. Этот статус, подтверждённый официально, обеспечивал целый комплекс экономических льгот: субсидии и дотации, налоговые льготы и т. п. Перед предприятием встала проблема создания единого стиля для всей выпускаемой фаянсовой продукции.
В 1983-1985 годах предприятию был присвоен статус «Народный промысел», что потребовало приведения художественных течений к одному, основному. К разработке стиля подключилось НИИ художественной промышленности, его специалисты помогли привести к единству приемы письма, сложение колористической гаммы.
В основу росписи вошли степные растения Донского края с некрупными соцветиями. Они подсказали характер написания - дробным, мелким мазком. Открытость природы солнцу сформировала колористический строй композиций. Ближе всего к такому пониманию декора стояли работы главного художника фабрики Людмилы Алдошиной.
В январе 1991 года наше предприятие (тогда оно уже называлось «Аксинья») было отнесено к традиционным российским народным художественным промыслам и получило официальный статус.
В январе 1991 года предприятие вошло в Ассоциацию «Народных художественных промыслов России».
В мае 2000 года постановлением Главы администрации Ростовской области установлено, что город Семикаракорск является местом традиционного бытования народного художественного промысла по изготовлению изделий из фаянса с ручной
росписью, отражающих традиции донского казачества.
В ноябре 2000 года на предприятии "Аксинья" создаётся музей промысла. В музее представлена история становления и развития промысла, этапы и творческие поиски единого стиля Семикаракорского письма, лучшие изделия авторов,
конкурсные работы и новинки.
Традиционная семикаракорская роспись (иногда говорят– письмо) строится на сочетании растительных и геометрических мотивов, где доминируют цветочные букеты с обязательным стилизованным цветком в центре композиции. Букет обычно обрамляют декоративными элементами в виде волнистых линий, что приводит к выписыванию растительного орнамента со спокойной и многоцветной палитрой: оранжево-золотистой, розоватой, светло-коричневой, зеленоватой и с приглушёнными тонами. Круг тем и орнаментальных композиций самый разнообразный, часты использования сказочных и фольклорных сюжетов, пейзажей и исторических событий.

Отличительная особенность посуды "Аксинья" в том, что при его производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность форм, изобретательность и поэтичность в декоре. Семикаракорская керамика прекрасна не только красотой форм и буйством красок, она привлекает своей практичностью и экологичностью.
Преимущества Семикаракорской керамики "Аксинья":
- изделия отличаются высокой прочностью и долговечностью;
- выдерживают высокую температуру;
- в посуде можно хранить жидкие продукты;
- керамика экологически безопасна;
- устойчива к кислотам и окислению, воздействию микроорганизмов;
- отличается уникальным дизайном.